Эксперименты Либета. Кто принимает решение?

Эксперименты Либета показали, что человеческий мозг принимает решение раньше, чем наше сознание.

Нейрофизиолог Бенджамин Либет

Нейрофизиолог Бенджамин Либет

Американский учёный

Родился: 12 апреля 1916 г., Чикаго

Умер: 23 июля 2007 г. (91 год), Дейвис

Эксперимент Либета состоял в следующем. Перед человеком стояли часы. На голове крепились датчики активности мозга, на запястье датчики движения кисти.

Человеку нужно было пошевелить рукой и запомнить в каком положении находилась стрелка в этот момент на часах.

Какова должна быть последовательность событий с традиционной точки зрения? Сначала должно быть принято решение в нашем сознании, этот момент определяется положением стрелки на часах. Потом мозг должен сгенерировать импульс, отдающий команду мышцам сократиться, чтобы произвести движение кистью.

Но последовательность событий оказалась другой!

Мозг принимает решение за полсекунды до того как человек в своем сознании примет решение. То есть датчики, установленные на голове людей, принимающих участие в эксперименте, срабатывают раньше того положения на часах, которое человек фиксирует в момент принятия решения пошевелить кистью.

И еще, после принятия человеком решения пошевелить кистью, нужно примерно две десятых секунды, чтобы кисть пошевелилась. Это понятно, скорость распространения нервных импульсов не моментальна.

Но вот почему решение человека генерируется в его сознании спустя пол секунды после соостветстующей активности мозга. Получается мозг принял решение, а дальше решение не генерируется в нашем сознании, а фиксируется в нем мозгом. А мы дальше уже считаем это решение своим, дескать это мы так решили) Предваряющую принятие решения активность мозга ведь мы не замечаем, ее заметили приборы.

Этот факт можно интерпретировать как отсутствие у человека свободы выбора, дескать наше сознание это отражение решений мозга. И даже вроде бы научились, сканируя мозг, предугадывать что сделает человек еще до того как он подумает это сделать..

Думаю, выводы об отсутствии свободы выбора у нас это не те выводы, которые хорошо было бы сделать. Давайте, предположим, что человек более сложная система, чем то, как мы представляем себя. То  есть, предположим, что кроме мозга есть еще что-то, что является частью того, что мы называем человек.

Смотрите, если представить следующую схему, то все результаты иксперимента становится понятными и логичными.

Человек решает для себя в своем сознании, что он будет делать. Это пошевелить кистью и заметить на часах когда он это сделал. Его решение транслируется в информационную часть человека. Это чта часть о которой науке не известно. Но если не известно это не значит, что ее нет. Давайте сделаем предположение, что такая структура существеут. На основе этого можно объяснить предваряющую наше сознание активность мозга. Сначала мозг транслировал из нашего сознания задачу в наше личное информационное пространство. И затем он же, мозг, транлирует команды на выполнение этой задачи нашему сознанию.

Если рассматривать человека с точки зрения двойственности, то есть проявленная часть и не проявленная, то есть информационная. Мозг же является неким мостом между этими двумя частями. С этой точки зрения все вполне логично и говорить об отсутствии свободы выбора у нас не приходится. 

Да приборы не фиксируют информационную часть человека, да и энергетическую тоже очень частично. Но у человека есть способ помимо приборов исследовать самого себя. Это медитации.

И это повод почитать Ииссиидиологию - цикл книг, написанных Орисом на основе входа в состояния Глубинной медитации. Это новый взгляд на мир. Кому это интересно тот может это сделать!)

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter